Журнал «Профиль»

13 018 подписчиков

Свежие комментарии

  • Василий Иванович
    что за сопли по гавнюку, который в команде горби развалил СССРСтарейшего члена ...
  • Григорий Берсенев
    Вот и на тебе: и за что только той Марии Стюарт голову-то отрубили! Шотландская ведь была королева. Да ещё и пишут, ч...Сторонники незави...
  • Серж Южанин
    Неонацистский мар...

Во славу кайзера: как потомок французских аристократов стал легендой немецкого и мирового подплава

Во славу кайзера: как потомок французских аристократов стал легендой немецкого и мирового подплава

Самым результативным подводником в мире по праву считают немца Лотара фон Арно де ла Перьера. В 1916–1918 годах, совершив 14 боевых походов, он потопил 194 судна общим тоннажем более 453,7 тыс. тонн, два военных корабля и еще семь судов повредил.

Французская тевтонца кровь

Лотар фон Арно де ла Перьер родился 18 марта 1886 года в городе Позен (нынешняя польская Познань). Как можно догадаться по фамилии, его род принадлежал к французской аристократии. Его предок, 26 летний офицер-артиллерист Жан-Габриэль Арно, покинул Францию в 1757 году после дуэли с одним из родственников королевского рода Бурбонов. Прусский король Фридрих II благожелательно принял беглеца-дуэлянта, определив его на службу в свою армию. Отлично проявив себя в Семилетней войне, Жан-Габриэль Арно продолжил военную карьеру и в отставку вышел в звании бригадного генерала. Он является прапрадедом легендарного кайзеровского подводника.

Лотар фон Арно де ла Перьер Staatsbibliothek zu Berlin

Лотар фон Арно окончил военно-морское училище в 1905 году. 28 сентября следующего года был произведен в лейтенанты. Служил на линкорах и миноносцах. В 1911–1913 годах в качестве минного офицера совершил плавание в Восточную Азию на борту легкого крейсера «Эмден».

В 1913–1915 годах служил в Морском штабе в Берлине. Просиживать мировую войну за письменным столом фон Арно не намеревался, тем более что его младший брат Фридрих к тому времени летал на гидросамолетах. Офицер едва не стал воздухоплавателем – подал рапорт о переводе на цеппелины (дирижабли). К его разочарованию, вакансий не нашлось. Тогда Лотар фон Арно добился перевода на курсы командиров подводных лодок,и 15 ноября 1915-го вступил в командование U-35. Субмарина находилась в адриатической базе австро-венгерского флота Пола (нынешняя Пула в Хорватии). Это был достаточно современный на тот момент боевой корабль. Вооружение состояло из четырех торпедных аппаратов калибра 550 мм (два носовых и два кормовых), боезапас торпед – 6 штук. Кроме того, имелось 88-миллиметровое орудие (в 1916 году заменено на 105-миллиметровое).

Если завтра в поход

В первый боевой поход капитан-лейтенант Лотар фон Арно де ла Перьер вышел 11 января 1916 года. Будущему подводному асу, что называется, повезло – под его началом оказался опытный, сплоченный и закаленный в успешных боевых походах экипаж. Уже 17 января была одержана первая победа – между островами Мальта и Крит остановлен и потоплен артиллерийским огнем британский пароход «Сазерленд» (Sutherland), следовавший из Индии в метрополию.

В тот же день U-35 остановила еще одно судно – «Барон Нейпир» (Baron Napier), но оно успело подать сигнал бедствия, который приняло находившееся в 8 милях вооруженное артиллерией судно «Маргит» (Margit), замаскированное под голландский пароход. Это было так называемое судно-ловушка. Английский ответ на действия немецких субмарин. Работало это так: подводники, обнаружив в открытом море «купца», да еще под нейтральным флагом, всплывали, чтобы проверить судно на предмет военной контрабанды. Потом действовали в зависимости от результатов досмотра. Если обнаруживали груз военного назначения, то судно подлежало уничтожению. Экипажу при этом, как правило, давали возможность спастись на шлюпках. Во второй половине дня 4 октября на субмарине, находившейся на подходах к Сицилийскому проливу, заметили на горизонте большое трехтрубное судно, следовавшее противолодочным зигзагом со скоростью около 18 узлов. Оно имело черный корпус, серые надстройки и трубы. Лотар фон Арно идентифицировал цель как французский вспомогательный крейсер «Галлия» (Gallia) водоизмещением без малого 15 тыс. тонн. Судно шло в Салоники, имея на борту 1650 французских и 350 сербских солдат, 350 членов экипажа, а также груз из артиллерийских орудий и боеприпасов. Когда, выполняя очередной зигзаг, «Галлия» сблизилась с подводной лодкой до 800 метров, Арно де ла Перьер, ясно увидев в перископ пушки и группы солдат, отдал приказ о торпедной атаке. Выстрелили последней торпедой, которая через 50 секунд поразила цель.

«Галлия» – огромный лайнер – затонула за 20 минут. Быстрой гибели способствовало то обстоятельство, что взрыв торпеды вызвал детонацию артиллерийских снарядов в кормовом трюме. При взрыве упала одна из мачт, порвав радиоантенны, что лишило пароход возможность подать сигнал бедствия. Множество людей так и не успели выбраться из судовых лабиринтов на верхнюю палубу. Началась паника. Находившиеся в шлюпках и на плотах люди подверглись атаке неожиданного противника – десятков оказавшихся за бортом и обезумевших мулов. Помощь пришла через 22 часа. По официальным данным, на «Галлии» погибли 553 солдата и 44 члена экипажа, однако статистика потерь неполная, поскольку не учитывает погибших сербских солдат.

В 13-й боевой поход U-35 ушла 1 января 1917 года, через 12 дней вернулась на базу, задекларировав шесть новых побед. С февраля по декабрь субмарина еще четыре раза выходила в море, записав в свой актив 56 побед, кроме того, несколько транспортов и боевых кораблей союзников после ее торпедных атак получили повреждения.

Несчастливый пятый океан

В феврале 1918 года фон Арно де ла Перьер совершил последний поход на U-35. Результат – еще семь потопленных транспортов противника. В марте фон Арно был назначен командиром новейшей крейсерской лодки U-139, на которой осенью совершил свой единственный боевой поход в Атлантику, потопив в первой половине октября три небольших торговых судна, португальский военный корабль и повредив транспорт. Продолжить наращивать боевой счет ему помешало объявленное перемирие. U-139 вернулась в Киль 14 ноября 1918-го.

После войны ас-подводник продолжил службу в ВМФ в разных должностях. 1 октября 1930 года ему присвоили звание капитана 1 ранга, а в сентябре следующего года он вышел в отставку. В 1932–1938 годах преподавал в военно-морской академии в Турции. 10 сентября 1939 года в связи с началом Второй мировой войны фон Арно де ла Перьер вернулся на службу в германский ВМФ. Вскоре ему присвоили звание контр-адмирала, а в феврале 1941-го – вице-адмирала с назначением на должность командующего южным морским театром военных действий.

Однако продолжить карьеру в гитлеровской Германии кайзеровскому «подводнику номер один» не удалось. Лотар фон Арно де ла Перьер погиб в авиакатастрофе 24 февраля 1941 года. Все-таки не зря его за четверть века до этого не отправили служить на дирижаблях. Пятый океан – воздушный – был явно не его стихией. Легенда немецкого и мирового подплава похоронен в Берлине на кладбище Инвалиденфридхоф, где покоятся многие известные немецкие военные деятели.

Во славу кайзера: как потомок французских аристократов стал легендой немецкого и мирового подплава

Во славу кайзера: как потомок французских аристократов стал легендой немецкого и мирового подплава

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх