Журнал «Профиль»

13 093 подписчика

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Наконец то турецкой скотине подфартило, а то бабки на террористов заканчиваются, он уже всю голову сломал, где брать.В Росавиации назв...
  • Россиянин
    Как очень действенный рычаг, это осуществить мечту трибалтии. То есть отключить от электричества. Все равно это рано ...ЕС ввел новый пак...
  • Юрий Хижняк
    Генерал-неадекватный! Тот, кто Путина перехитрит- 3 дня не проживет!!!Украинский генера...

Красные оттенки зеленого: о рисках перехода к климатически нейтральной экономике

Красные оттенки зеленого: о рисках перехода к климатически нейтральной экономике

До конца мая Москва планирует провести аукцион по размещению 70 млн так называемых зеленых облигаций городского внутреннего займа на 70 млрд рублей. Концепция этих ценных бумаг, к слову сказать, первых в России, утверждена столичным правительством 20 апреля текущего года. Они полностью соответствуют требованиям Международной ассоциации рынков капитала Green Bond Principles 2018 и методическим рекомендациям по инвестициям в сфере зеленого финансирования, разработанным госкорпорацией «ВЭБ.РФ». Средства, полученные от размещения зеленых облигаций, решено направить на финансирование и рефинансирование экологических проектов столицы по сокращению объемов выбросов загрязняющих веществ и парникового газа от автотранспорта.

В первую очередь, речь идет о замене автобусов с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) на электробусы. Обосновывая целесообразность программы, власти Москвы сопоставляют выбросы загрязняющих веществ при эксплуатации автобусов экологического класса «Евро-4» и «Евро-5» (290,5 кг и 219 кг в год) с аналогичным показателем электробуса – около 30 кг в процессе подзарядки. При этом выбросы углекислого газа дизельного автобуса могут достигать примерно 64,9 тонны в год, электробуса – 4,4 тонны.

Кажется, в борьбе за чистый воздух мегаполиса тотальный перевод парка муниципального транспорта на электротягу открывает заманчивые перспективы. Однако не все так просто. Перед глазами пример ведущих стран Евросоюза, которые во главу угла поставили построение в обозримом будущем климатически нейтральных экономик. Применительно к автотранспорту это подразумевает не только отказ от использования ДВС в пользу электрических двигателей, но и обеспечение подзарядки аккумуляторов электрокаров исключительно за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – ветра, солнца, воды и т.п.

Мода на зеленые технологии и ускоренный отказ от ископаемого топлива могут негативно повлиять на развитие экономики, создать социальную напряженность в обществе. Возможные риски обсуждали участники X Международной научно-практической конференции «Абалкинские чтения. «Стратегия России: взгляд в завтрашний день».

Представителям научного сообщества, экономистам и независимым экспертам очевидно, что в мире происходит глобальный энергетический передел. Общий приоритет – зеленая экономика – определен Парижским соглашением по климату 2015 года. Подписи под документом поставили 197 стран. Однако единодушная поддержка – пока видимость, если вспомнить, что на сегодня принято только 28 национальных стратегий социально-экономического развития, ориентированных на низкий уровень эмиссии парникового газа. То есть по факту лишь 14% подписантов готовы не на словах, а на деле строить климатически нейтральные экономики. Обращает на себя внимание, что в шорт-листе нет Китая, Индии, США и России, на долю которых приходится порядка 55% мировой эмиссии парниковых газов.

В РФ зеленая стратегия должна быть разработана и опубликована летом текущего года. Известны заявления Китая о целевой задачи – достигнуть к 2060 году углеродной нейтральности. Однако при ближайшем рассмотрении это декларация о намерениях, а не обязательства, взятые на себя государством. В США президент Джо Байден активно продвигает «Новый зеленый курс», причем по одному из вариантов стоит задача обнулить выбросы парниковых газов к 2030 году. В свою очередь, Индия обещает к этому времени нарастить годовые объемы производства возобновляемой энергии со 134 ГВт до 450 ГВт. Еще одна весьма актуальная тема – устранение административных барьеров на пути проектов ВИЭ. По факту система госрегулирования в этой сфере крайне негибкая, не способная к оперативной работе. Наглядный пример – принятие закона о микрогенерации, позволяющего населению поставлять в сеть электроэнергию, выработанную солнечными, ветряными и прочими личными электростанциями мощность до 15 кВт. Эта история растянулась почти на 7 лет.

Но сделан только первый шаг. Население и бизнес нуждаются в дополнительных стимулах для перехода на ВИЭ: доступные кредиты на приобретение энергооборудования, привлекательные лизинговые программы и т.п.

Еще одно препятствие, сдерживающее продвижение зеленых энергопроектов, – недостаточная компетентность технических специалистов. Кадровый голод объясняется тем, что еще 10 лет назад в России не было полноценной научной базы, системы нормативного регулирования, собственных технологий и технических регламентов. Из-за низкой квалификации исполнителей у заказчиков нередко возникали проблемы с настройкой и конфигурацией солнечных станций. Это дискредитировало передовую и весьма дорогостоящую технологию. Согласно статистике, в период с 2010 по 2020 годы в солнечную электрогенерацию было инвестировано в общей сложности 160 млрд рублей. Можно только догадываться, каким бы мог быть финансовый результат, если бы сотрудники компаний, продающих и устанавливающих оборудование, обладали нужными компетенциями.

Автор – профессор кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова

Красные оттенки зеленого: о рисках перехода к климатически нейтральной экономике

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх