Военно-финансовый креатив во время Первой мировой

Первая мировая война вызвала не только всплеск патриотизма в начале конфликта и тяжкое похмелье, когда стал очевиден его затяжной и необычайно кровавый характер. Война помимо прочего стала и катализатором массы общественных проектов – правительство Российской империи буквально завалили различными предложениями, как в условиях битв прежде невиданной интенсивности спасать экономику и финансы страны.

Свои проекты выдвигали как известные экономисты и политики, так и скромные обыватели. Проекты направляли в госорганы, публиковали в газетах или даже издавали отдельными брошюрами и целыми книгами.

Не будет преувеличением сказать, что 1915–1917 гг. стали разгулом общественной мысли по теме военной экономики и военных финансов. Расскажем о нескольких, самых примечательных и характерных.

Одним из первых и наиболее продуманных оказался проект, предложенный депутатом Госдумы Иваном Титовым. Бывший священник Пермской губернии, Титов дважды избирался в Госдуму – входил в ее финансовую и бюджетную комиссии, кроме того, был одним из основателей влиятельной в Петербурге «Финансовой газеты». Именно Титов в 1915 г. предложил проект Промышленного банка – объединение всех крупных кредитных учреждений России с целью «планомерного пользования имеющимися капиталами и целесообразной координации отечественных и иностранных капиталов в условиях войны». Предполагалось, что Госбанк обеспечит 25% его уставного капитала, а остальное предоставят крупнейшие акционерные банки страны.

Любопытно, что этот проект походил на меры, предпринятые в воюющей Германии,  в 1915 г. На похожих условиях и с теми же целями там были созданы Военный банк и Kriegswirtschaftgesellschaften, военно-акционерные общества для руководства стратегическими отраслями. Немцы не только организовали по-армейски четкое управление частной промышленностью, но и ограничили дивиденды владельцев 4%, вся прибыль свыше становилась доходом государства. В царской России подобные жесткие меры, адекватные мировой войне, остались лишь в виде проектов.

Зато хватало откровенно популистских прожектов типа инициативы маклеров Петроградской биржи, предлагавших выпустить беспроцентный «Заем победы» сроком на 100 лет и ежегодно разыгрывать в лотерею по 100 млн руб. в качестве призов для покупателей облигаций такого займа. Авторы этого замысла даже представили расчеты, что государство такой необычной лотереей соберет у населения средства на полтора года войны.

Впрочем, предлагались и более серьезные проекты, обещавшие наполнить казну воюющей страны не «в лоб», а косвенно. Например, Петр Мигулин, профессор кафедры финансового права Петербургского университета, предложил в 1915 г. довольно изящный ход – официально отказаться от «золотого покрытия» купюр мелкого номинала, от 1 до 5 руб. Фактически предлагалось в условиях войны ввести в стране две параллельные валюты – обеспеченную и не обеспеченную золотом. Нечто подобное спустя 7 лет с успехом используют большевики, восстанавливая экономику после Гражданской войны. В царской же России проект Мигулина вызвал бурные споры в Минфине – до какого номинала упразднять золотое обеспечение, до 3 или 5 руб.,  – но к практическим последствиям не привел…

Апофеозом финансового прожектерства той эпохи может считаться проект бывшего народовольца Николая Морозова. Отсидев в царской тюрьме четверть века, он был амнистирован и в начале Первой мировой занял самую патриотическую позицию. Летом 1916 г. вышла в свет его работа «Как прекратить вздорожание жизни». Бывший революционер-террорист утверждал, что нашел отличный рецепт стабилизации финансов. Предлагалось… изъять из обращения 2/3 бумажных денег и публично сжечь их. Каким образом изъять такое количество купюр, Морозов не уточнял.

 

Источник ➝

Может ли водитель засудить ГИБДД за отказ оформить дорожную аварию

Наверное, каждый водитель в России знает, что оперативность не свойственна сотрудникам ГИБДД, выезжающим для оформления ДТП. Исключение, которые не поворачивается язык назвать счастливыми, составляют дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями, в которых есть пострадавшие. Что касается мелких аварий, то появления инспекторов ДПС можно ждать часами. Иногда они вообще не приезжают.

Сказки о потерянном времени

Именно такая история недавно произошла с одним жителем Москвы. В первый рабочий день 2020 года он обнаружил приличную царапину на переднем бампере своей машины, припаркованной возле дома.

Сомнений не было – зацепил кто-то из соседей, когда выезжал со двора. И, как это принято говорить, скрылся с места аварии. «Нередко автовладельцы пренебрегают внимательным изучением условий договора страхования, не во все тонкости вникают. Поэтому лучше связаться с колл-центром компании, описать ситуацию и следовать дальнейшим инструкциям», – советует Антон Недзвецкий. Оптимальный вариант, когда в полисе каско предусмотрена услуга аварийного комиссара, который все знает и сумеет «разрулить» ситуацию, если ГИБДД не реагирует на вызов.

Со своей стороны автоэксперт Сергей Асланян считает, что здесь есть юридическая коллизия. С одной стороны, в настоящее время сотрудники ГИБДД не обязаны выезжать на оформление каждого ДТП. С другой стороны крайними остаются обладатели полисов КАСКО, у которых страховщики требуют документы, подтверждающие факт аварии. Не имея на руках справки, нельзя рассчитывать на полное возмещение ущерба при серьезных повреждениях автомобиля, превышающих установленный лимит.

Остается жаловаться в батальон ГИБДД, сотрудники которого игнорируют вызов. Если получить справку не удалось, и страховая отказалась оплачивать ремонт поврежденной машины в полном объеме или частично, то можно написать заявление в прокуратуру или же обратиться с иском в суд, продолжил Сергей Асланян.

На этот случай надо запастись доказательствами. Телефонные звонки к делу не подошьешь. А вот письменные жалобы, направленные по электронной почте, даже если полицейское начальство их оставило без ответа, послужат весомым аргументом, чтобы отстоять свои интересы.

Такой вариант развития событий, конечно, крайняя мера. Суд – всегда долгая и сложная процедура. Но если вердикт будет вынесен в пользу автовладельца, то он может рассчитывать на взыскание с ответчика – подразделения ГИБДД, всех издержек. Включая полную стоимость ремонта машины, оплату услуг адвоката и вплоть до компенсации морального вреда, подчеркнул Сергей Асланян.

Если не удалось получить в ГИБДД справку о ДТП, то страховая компания действительно считает возможным снизить размер выплаты в рамках урегулирования ущерба по договору КАСКО. Водитель в таком случае вправе обратиться в суд, поскольку имело место нарушение закона, подтверждает профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. По ее мнению, «саботаж» со стороны сотрудников полиции не носит массовый характер. И суды рассматриваются такие дела в индивидуальном порядке.

В качестве свидетеля истец может привлечь страховую компанию, которая подтвердит факт ДТП, характер повреждений автомобиля, полную стоимость восстановительного ремонта, разницу, которую пришлось оплатить клиенту. «Прецеденты подачи суд на сотрудников ГИБДД, отказавшихся оформлять дорожную аварию, были. Выиграть такое дело реально», – подчеркнула Юлия Финогенова.

С меньшим оптимизмом оценивает судебные перспективы Антон Недзвецкий. Невероятно, что ущерб удастся взыскать с государства, отмечает он. Дело может повернуться против самого водителя, который, отчаявшись дождаться представителей ГИБДД, самовольно уехал.

«Так можно нарваться на крупные неприятности. Ведь действия могут квалифицировать, как оставление места ДТП. Санкции за это –лишения прав на срок от года до полутора лет или административный арест до 15 суток. Лучше уж «добивать» ГИБДД звонками и требованиями», – резюмировал Антон Недзвецкий.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх