Журнал «Профиль»

13 093 подписчика

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Наконец то турецкой скотине подфартило, а то бабки на террористов заканчиваются, он уже всю голову сломал, где брать.В Росавиации назв...
  • Россиянин
    Как очень действенный рычаг, это осуществить мечту трибалтии. То есть отключить от электричества. Все равно это рано ...ЕС ввел новый пак...
  • Юрий Хижняк
    Генерал-неадекватный! Тот, кто Путина перехитрит- 3 дня не проживет!!!Украинский генера...

Сплотиться, чтобы выжить: пандемия запустила качественные изменения российских благотворительных фондов

Сплотиться, чтобы выжить: пандемия запустила качественные изменения российских благотворительных фондов

Несмотря на падение числа пожертвований и слабую господдержку, российские благотворительные организации не только выжили, но и адаптировались к новым условиям. Более того, сектор сплотился, чтобы не оставить без помощи нуждающихся в период пандемии. Исследователи говорят о росте профессионализма в третьем секторе экономики и более системном подходе к благотворительности. Фонды и их доноры переосмысливают свою миссию, стараясь решать проблемы на более глубоком уровне и оказывать влияние на социально-политические процессы в стране.

Экономика благотворительности

В Минюсте зарегистрировано 825 благотворительных организаций. Больше всего их в Москве и Санкт-Петербурге. Общий объем средств, направляемых в России на благотворительность, неизвестен – поток никак не регулируется. Исследования показывают различные цифры. Так, по данным крупнейшего в России каталога благотворительных организаций «Русфонд.Навигатор», в 2019 году совокупный сбор фондов составил около 19,5 млрд рублей. Эти данные не учитывают доходы с целевого капитала, взносы попечителей, прямые пожертвования компаний и меценатов, только массовые сборы.

Центр управления благосостоянием и филантропии московской школы управления «Сколково» оценивает общий объем российской благотворительности в 340–460 млрд рублей.

Из них 140–160 млрд составляют массовые частные пожертвования, еще 40–80 млрд перечисляют состоятельные филантропы. Крупнейшие нефтяные компании тратят на благотворительность порядка 100–120 млрд рублей, расходы других организаций составляют 60–100 млрд.

Большая часть пожертвований собирается онлайн – с помощью сайтов и соцсетей. Количество подписчиков в соцсетях крупных фондов достигает 200–250 тыс. Более 90% фондов проводят для сбора средств различные мероприятия в онлайн- и офлайн-формате. Чуть больше трети организаций устанавливают ящики для сбора пожертвований, еще около 35% собирают деньги с помощью СМИ. Меньше всего средств фонды получают от рекламы в интернете и различного рода рассылок. В сфере благотворительности действуют те же бизнес-процессы, что и в любой другой структуре, убежден Гор Нахапетян. Единственное отличие в том, что учредители благотворительных фондов не получают дивиденды. Все, что зарабатывает фонд, идет на обеспечение его деятельности и на развитие его программ. В остальном благотворительность – такая же индустрия, как банковская, образовательная или нефтяная. И как в любой индустрии здесь должны работать профессионалы, которые знают, как разработать стратегию, настроить фандрайзинг, создать и развивать команду, как выстраивать внутреннюю и внешнюю коммуникацию. Как и в бизнесе, в каждом фонде должна быть CRM-система, чтобы контролировать взаимодействие с донорами и подопечными и эффективно работать.

Программы обучения фандрайзингу (привлечение необходимых ресурсов для выполнения тех или иных проектов в социальной сфере) есть во многих ведущих российских вузах, например, в ВШЭ. Отдельные программы обучения проводит Фонд президентских грантов. Московская школа профессиональной филантропии фонда «Друзья» обучает управленцев НКО и социальных проектов выстраивать процессы и отлаживать механизмы фандрайзинга.

Фонд «Образ жизни» пошел еще дальше и создал «Школу позитивных привычек». Проект направлен на формирование созидательного образа мыслей нового поколения, которое в перспективе сможет изменить мир. Сотрудники фонда проводят благотворительные уроки для детей в детсадах и школах, а также для учащихся пединститутов. Рассказывают, что такое созидание, как правильно помогать. Фонд готовит педагогов и волонтеров, которые работают с детьми. «Для нас очень важно, чтобы помощь стала привычкой, обыденностью, а не подвигом, к которому нужно долго готовиться. Важно, чтобы человек смог по-новому посмотреть вокруг, увидеть, что нуждается в переменах. И самое главное – понять: все в наших руках», – подчеркивает Елена Береговая.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх