Журнал «Профиль»

13 093 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Полонский
    наверное пришло ремя ответить взаимно-так что-бы мало не показалось. детям внукам и правнукам всей этой мрази.О подготовке Герм...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Так кто на этом наживается, это что такая невидаль??? Таможня, силовые структуры и т.д. это их бизнес....Уголовную ответст...
  • Андрей Маслов
    Вечная память всем, кто не вернулся с войны, защищая своё Отечество, всем, кто работал в тылу на Великую Победу!В России в День п...

Арктические рейсы "Литке": как советские моряки осваивали Северный морской путь

Арктические рейсы "Литке": как советские моряки осваивали Северный морской путь

Начало истории Северного морского пути (СМП) неразрывно связано с тремя событиями. Первое сквозное плавание по этой трассе с запада на восток с одной зимовкой совершили в 1914–1915 годах ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» под командованием Б.А. Вилькицкого и П.А. Новопашенного. Спустя 17 лет, в 1932 году, ледокольный пароход «Александр Сибиряков» прошел Севморпуть с запада на восток за одну летнюю навигацию. Экипажу повезло: на всем протяжении судно следовало практически по чистой воде. И это было второе важное достижение отечественного флота.

Третье принадлежит ледорезу «Федор Литке», который в 1934 году впервые прошел по Севморпути с востока на запад за одну навигацию. Это уникальное судно, ставшее легендой арктических морей, заслуживает отдельного рассказа.

«Литке» построили в 1909 году в Англии для Канады. Ледорез – тогда он назывался «Эрл Грей» (Earl Gray) – зимой работал на почтово-пассажирской линии Квебек – острова Принца Эдуарда, а летом охранял ньюфаундлендские рыбные промыслы. Иногда судну выпадала особая честь – оно служило яхтой для членов британской королевской семьи. В конце 1914 года ледорез купило русское правительство для нужд Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района.

В разгаре была Первая мировая война. Возникла необходимость обеспечить поставки военных грузов из Франции и Англии в Россию через Архангельск. Судно переименовали в «Канаду» и определили местом службы Белое море.

В январе 1917-го случилось ЧП – ледорез затонул на Иокангском рейде в результате навигационной аварии. Через полгода его подняли и отправили в Архангельск на капитальный ремонт. Октябрьскую революцию «Канада» встретила в качестве ледокола флотилии Северного Ледовитого океана. Судно несколько раз переходило из рук в руки – от красных к белым и обратно к красным. В апреле 1920 года окончательно был поднят красный флаг, ледорез стал вспомогательным крейсером и был переименован в духе революционного времени в «III Интернационал». Сначала его включили в состав Беломорской военной флотилии, затем подчинили Морским силам Северного моря. Впрочем, использовался ледорез в основном по профилю – летом 1920 года участвовал в операции по спасению ледокольного парохода «Соловей Будимирович», затертого льдами в Карском море. На следующий год судно разоружили и вернули торговому флоту, переименовав в честь российского мореплавателя Федора Литке.

Попадавшие на «Литке» моряки неизменно восхищались помещениями – просторной кают-компанией, отделанной под светлый орех, тиснеными орнаментами и бронзовыми инкрустациями на переборках. В распоряжении экипажа были: курительный салон, два пианино, уютная столовая, салон команды с застекленными книжными шкафами и кинобудкой. Шторм тем временем перешел в ураган. «Литке» бросало с борта на борт так, что он с трудом выпрямлялся. Волнами сломало бушприт. Отверстия всасывающих труб осушительной системы, по которым непрерывно откачивали воду, забило мусором. «Литке» оказался на волосок от гибели. В затопленные трюмы спустили водолаза, очистившего трубы, после чего откачку забортной воды возобновили. Так мужество моряков сотворило чудо. Они не только спасли свое судно, но и благополучно привели «Свердловск» в Петропавловск-Камчатский.

После короткого ремонта ледорез продолжил переход во Владивосток и 4 января 1934 года прибыл в порт. 16 месяцев тяжелейшего арктического плавания остались позади. Впереди экипаж ждали новые ответственные задачи. В июне 1934-го судно отправилось в Арктику, чтобы впервые совершить сквозное плавание по СМП за одну навигацию с востока на запад. Рейс закончился 20 сентября, когда «Литке» ошвартовался у причала Мурманского порта. Он прошел 6 тысяч миль, из которых 1,6 тысячи во льдах. Через два года ледорез, действуя вместе с другими ледоколами, провел через СМП из Мурманска во Владивосток два эсминца. Рейс 1936 года тоже стал своего рода прецедентом: никогда прежде военные корабли не проходили этим маршрутом.

В 1955-м, несмотря на почтенный возраст, ледокол принял участие в научно-исследовательской экспедиции Арктического института. «Литке» удалось подняться до 83°21′ северной широты. От этой точки до Северного полюса всего 440 миль (810 км). Пройти дальше, достичь «макушки» Земли, удалось уже атомным ледоколам. Плавание 1955 года было одним из последних в трудовой биографии судна-ветерана. В ноябре 1958-го «Литке» признали устаревшим и негодным к дальнейшей службе в Арктике. Ледокол сдали на слом. Сохранить легендарный корабль в качестве музея не удалось, о чем можно только сожалеть.

Арктические рейсы "Литке": как советские моряки осваивали Северный морской путь

Арктические рейсы "Литке": как советские моряки осваивали Северный морской путь

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх