Журнал «Профиль»

12 848 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Фактурович2 марта, 21:58
    Прекращение строительства СП-2 нужно связать с прекращением транзита через Украину. Отказ от первого прекращает второе.В Хорватии предре...
  • Михаил2 марта, 21:04
    В чем проблема то? Введите санкции для США из-за дела Аль Капоне! :-) До него ведь никак докопаться не смогли, так де...Москва пообещала ...
  • Раиса Петина2 марта, 21:03
    Спячка медведя заканчивается!Москва пообещала ...

Подлетное время: почему Дальний Восток недоступен для остальной России

Подлетное время: почему Дальний Восток недоступен для остальной России

Правительство выбрало авиакомпании, которые в этом году допущены к участию в программе субсидируемых пассажирских перевозок между дальневосточными регионами и европейской частью страны. Из восьми заявок удовлетворено только шесть.

Основанием для отказа стало не только недостаточное количество прямых беспосадочных рейсов, которые готовы выполнять претенденты, но и ограниченность финансовых ресурсов. Бюджета на всех не хватило, несмотря на то что январе на эти цели дополнительно направили 5 млрд рублей.

История повторяется не первый год – правительство и прежде принимало аналогичные решения. В частности, в январе 2019 года на субсидирование авиаперевозок тоже подкинули денег. Примечательно, что и тогда «добавка» составила около 5 млрд рублей.

Это позволило чуть ли не в три раза расширить число участников программы. Однако спрос на льготные авиабилеты традиционно превышает предложение. Исключением можно считать 2020 год, когда из-за пандемии коронавируса несколько месяцев вся страна сидела на самоизоляции. Однако в этом году локдауна пока не предвидится, и желающих слетать в отпуск или по делам в Москву и Петербург среди дальневосточников стало заметно больше.

Кроме того, изменились правила.

Раньше приобрести авиабилеты в оба конца за полцены имели возможность только льготники: молодежь до 23 лет или представители старшего поколения (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет). А с 2021 года возрастные ограничения сняты.

Как ожидается, субсидируемыми авиаперевозками смогут воспользоваться около 450 тыс. россиян. Учитывая, что в регионах Дальневосточного федерального округа (ДФО) сегодня проживает более 8,1 млн человек, эффективность госпрограммы вроде бы можно считать вполне удовлетворительной. Тут все просто: для большинства россиян, живущих до Уральского хребта, туры на восток страны экономически нецелесообразны. Только за авиабилеты туда и обратно придется заплатить столько, сколько за отдых семьи из 3–4 человек в приличном отеле Турции по системе «все включено».

Получается, что восток страны вот уже тринадцатый год «сшивают» с остальными регионами только с одной стороны. Перекос очевиден, поскольку транспортная доступность обеспечивается только для определенной, причем не самой многочисленной категории населения РФ – местных жителей.

Уместно напомнить, что удаленность регионов ДФО от центра страны отчасти компенсируется высокими зарплатами и отнюдь не самыми низкими пенсиями. В частности, в прошлом году в тройке лидеров по средней заработной плате были Чукотский АО – около 138 тыс. руб., Москва – почти 135 тыс. руб., Магаданская область – примерно 127 тыс. руб.

Причем географические соседи Чукотки и Колымы тоже не замыкают этот рейтинг. Так, на Сахалине средняя зарплата составила 108,7 тыс. руб., в Якутии – 103,3 тыс., на Камчатке – 101 тыс.

В других регионах ДФО жители зарабатывают скромнее: в Хабаровском крае – 64,7 тыс. руб., в Амурской области – 61,1 тыс., в Приморье – 60,5 тыс. Однако в масштабах страны это не самые низкие показатели, если вспомнить, что в 26 субъектах Федерации средняя зарплата по итогам 2020-го не дотянула до 40 тыс. руб.

С пенсиями приблизительно такая же история. В Чукотском автономном округе средний размер выплат по линии ПФР в текущем году превысил 27,5 тыс. руб., в Камчатском крае – более 24 тыс., в Магаданской области – 24,3 тыс. Для сравнения: в считающейся богатой по российским меркам Москве этот показатель после ежегодной февральской индексации совсем немного превысил 17 тыс. руб.

О «серебряном» поколении разговор не случаен. За последние 20 лет из регионов Дальнего Востока переселилось около 2 млн человек. Многие из них уже вышли на пенсию и имеют скромные доходы, что исключает возможность побывать на малой родине.

Приобрести доступные по цене билеты по программе субсидирования авиаперевозок они также не могут. В какой-то степени это выглядит ущемлением права свободы передвижения.

Да и экономика восточных территорий РФ от ограничений тоже несет потери. Существует такое понятие – ностальгический туризм. Что за ним стоит и как на этом можно заработать, знают в Калининградской области. В 1990-е немцы, родившиеся в Восточной Пруссии, массово потянулись в Янтарный край России – за воспоминаниями детства. Этот опыт, как представляется, сегодня может пригодиться Камчатке, Приморью, Хабаровскому краю, Сахалину и Колыме.

Стимулирование поездок жителей европейской части России на Дальний Восток через программу субсидирования авиаперелетов могло бы стать одной из эффективных мер для восстановления численности населения территории ДФО. Речь, в частности, о тех, кто в принципе был бы не прочь слетать «на разведку», чтобы присмотреться к «дальневосточному гектару».

Остается сожалеть, что подобные нюансы при «сшивке» страны правительство в расчет не берет. Между тем такой подход объективно сдерживает социально-экономическое развитие огромного региона. Речь и о внутреннем туризме, и о предпринимательской деятельности, и о планомерном решении демографической проблемы.

К слову сказать, субсидирование пассажирских авиаперевозок – затратный для федерального бюджета и при ближайшем рассмотрении далеко не самый идеальный механизм господдержки. Программа уже обошлась казне в десятки миллиардов рублей.

Между тем причина заоблачных цен на авиабилеты как была, так и осталась нерешенной. В ее основе – высокие издержки авиаперевозчиков, в том числе из-за дорогого топлива.

По данным Росавиации, тонна авиационного керосина в декабре прошлого года в России в среднем стоила 46,7 тыс. руб. При этом в аэропортах Москвы самолеты заправляли за 37–38 тыс. руб., а на Чукотке почти за 70 тыс., в Якутии – 69 тыс., на Сахалине – 71,3 тыс., в Приморском крае – почти за 54 тыс., на Камчатке – более чем за 64 тыс.

Таким образом, субсидии на авиабилеты для дальневосточников – не что иное как частичное покрытие за казенный счет разницы в цене на топливо. Конечно, правительство может и дальше каждый год направлять на эти цели миллиарды рублей. А может распорядится ими более рационально – привлечь бизнес, чтобы на основе частно-государственного партнерства создать региональные новые мощности по производству авиационного керосина. Следующий шаг – выстраивание оптимальных логистических цепочек.

Сокращение издержек авиаперевозчиков приблизит стоимость их услуг к среднероссийским показателям. После этого полеты на Дальний Восток и в обратном направлении станут доступны для всех без исключения граждан Российской Федерации.

Максим Соколов – доцент РЭУ им. В.Г. Плеханова

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх