Журнал «Профиль»

13 093 подписчика

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Наконец то турецкой скотине подфартило, а то бабки на террористов заканчиваются, он уже всю голову сломал, где брать.В Росавиации назв...
  • Россиянин
    Как очень действенный рычаг, это осуществить мечту трибалтии. То есть отключить от электричества. Все равно это рано ...ЕС ввел новый пак...
  • Юрий Хижняк
    Генерал-неадекватный! Тот, кто Путина перехитрит- 3 дня не проживет!!!Украинский генера...

Почему беспилотному автомобилю нужен полис ОСАГО

Почему беспилотному автомобилю нужен полис ОСАГО

В России к эксплуатации на дорогах общего пользования решено допустить беспилотные автомобили. Это можно считать очередным этапом эксперимента, стартовавшего в декабре 2018 года. Первоначально география ограничилась Москвой и Татарстаном. Причем тестирования проводили не повсеместно. Например, в столице для обкатки беспилотников определили Мичуринский проспект, южный дублер Кутузовского и Комсомольского проспектов, некоторые улицы Центрального административного округа.

С 1 марта 2020-го к эксперименту подключились еще 11 регионов. В списке – Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области, Чувашия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Проверка на дорогах продлится до конца марта 2022-го. К этому времени станут понятны особенности эксплуатации беспилотников, а правительство обещает подготовить федеральный закон, регламентирующий использование высокоавтоматизированного транспорта в России.

Процесс фактически уже запущен. Так, Минтранс обнародовал трехлетний план поэтапного открытия дорог общего пользования для беспилотных автомобилей без инженеров-испытателей в кабине. Люди все еще подстраховывают роботов.

Присутствие «специально обученного» человека важно для спокойствия пассажиров, других водителей и, конечно, пешеходов. Не секрет, что современное общество, казалось бы, в достаточной степени знакомое с цифровой экономикой, психологически не готово воспринимать искусственный интеллект в качестве равноправного участника дорожного движения.

Кроме того, не определен и юридический статус водителя-робота. Например, нет полной ясности, как искусственный интеллект следует вписывать в полисы ОСАГО и каско. В связи с этим напрашиваются изменения в закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автомобилей. Документ после появления нового вида транспорта придется адаптировать к новым реалиям. Коль скоро в беспилотных машинах присутствие водителя не подразумевается, то необходимость в такой корректировке рано или поздно возникнет. Таким образом, прецедент, что называется, уже создан. Если все пойдет по плану Минтранса, то через три года на российских дорогах действительно появятся сотни и тысячи беспилотных автомобилей, принадлежащих гражданам и организациям. Значит, ГИБДД и страховым компаниям рано или поздно придется разбираться в подобных историях. Равно как и отвечать на принципиальный вопрос: с кого взыскивать ущерб, когда виновным в ДТП признают робота?

От страховщиков звучат заявления, что действие правил ОСАГО следует распространить на беспилотники. В частности, гендиректор компании «Совкомбанк страхование» Игорь Лаппи утверждает, что оснований для изменений в законодательстве нет. Ответственность, по его мнению, в любом случае будет лежать на владельце машины с автопилотом. Логика – беспилотник такой же источник повышенной опасности для окружающих, как и обычный автомобиль. И если в ГИБДД признают компьютер виновным в ДТП, то хозяину машины и возмещать ущерб. При наличии действующего полиса ОСАГО урегулирование убытков произведут в соответствии с договором.

Конечно, для этого беспилотники придется выделить в новую группу транспортных средств в системе тарификации. Расчет же стоимости ОСАГО и каско, благодаря наличию в машине средств объективного контроля, можно будет проводить более технологично. Когда по беспилотным авто будет накоплен определенный массив информации, страховые компании смогут использовать алгоритмы в других продуктах.

В свою очередь, независимые эксперты исходят из того, что на рынке должны появиться некие новые варианты добровольного и обязательного автострахования, ориентированные именно на беспилотный транспорт. Как минимум надо внести изменения в нормативные правовые акты, корректировать предельные тарифы ОСАГО, порядок и периодичность прохождения техосмотра, прописать штрафы за нарушения.

Но главное – установить жесткие требования к качеству и защите от внешних факторов, допустим, действий хакеров, программного обеспечения (ПО). Коль скоро пропишут такие требования, то должна возникнуть и ответственность разработчиков и производителей беспилотного транспорта, которую было бы логично закрепить в модернизированном законе об ОСАГО.

Автор – финансовый эксперт

Почему беспилотному автомобилю нужен полис ОСАГО

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх