Журнал «Профиль»

13 093 подписчика

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Наконец то турецкой скотине подфартило, а то бабки на террористов заканчиваются, он уже всю голову сломал, где брать.В Росавиации назв...
  • Россиянин
    Как очень действенный рычаг, это осуществить мечту трибалтии. То есть отключить от электричества. Все равно это рано ...ЕС ввел новый пак...
  • Юрий Хижняк
    Генерал-неадекватный! Тот, кто Путина перехитрит- 3 дня не проживет!!!Украинский генера...

Что Минтруд на душу положит: почему россиян оставили без потребительской корзины

Что Минтруд на душу положит: почему россиян оставили без потребительской корзины

Росстат сообщил, что в апреле продовольственная инфляция составила 0,75%. Таким образом, с начала года цены на продукты питания выросли уже на 3,85%. При этом только за апрель яйца подорожали на 6,8%, сахар – на 1,88%, свекла – на 20,1%, морковь – на 9,6%, капуста и картофель – на 8,5% и 7,2% соответственно. Еще недавно это неизбежно повлекло бы пересчет стоимости потребительской корзины (ПК), а потом и корректировку прожиточного минимума (ПМ). Однако с 1 января 2021 года в этой сфере многое изменилось, и чиновникам нет надобности проводить ежеквартальную калькуляцию цен на товары и услуги, уточняя стоимость ПК.

Более того, не все нормативные акты успели принять. Не так давно Минтруд подготовил проект методики расчета прожиточного минимума для субъектов Федерации. В ведомстве предлагают впредь определять искомый показатель путем умножения размера всероссийского прожиточного минимума на коэффициент региональной дифференциации. Этому предшествовала другая новация министерства, связанная с упразднением потребительской корзины. С точки зрения чиновников, здесь все логично – коль скоро решено изменить алгоритмы оценки прожиточного минимума, в основе которой как раз и были показатели потребительской корзины, то она больше не понадобится.

Реформу инициировали с целью искоренения бедности. Задача более чем актуальна, если вспомнить, что в настоящее время в России почти 20 млн человек живут за чертой бедности. Ежегодное повышение регионального прожиточного минимума, так же, как и федерального, в будущем должно обеспечиваться ростом среднедушевого медианного дохода, уточняет пресс-служба Минтруда. Законодательно собираются закрепить обязательный – не реже одного раза в пять лет – пересмотр соотношения федерального прожиточного минимума с медианным доходом. Это позволит при любых изменениях социально-экономической ситуации в стране обеспечивать стабильный рост одного из ключевых показателей. В конце 2020 года в закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», действовавший с октября 1997-го, внесли изменения. По новым правилам, прожиточный минимум в России должен определяться в процентном соотношении к величине медианного среднедушевого дохода. На ближайшие пять лет данное соотношение установлено на уровне 44,2%. Регионам, как и раньше, делегированы полномочия самостоятельно рассчитывать размеры ПМ. Сохранена и дифференциация расчета для социальных групп. Предусмотрено применение коэффициентов: для трудоспособного населения – 109%, для пенсионеров – 86%, для детей – 97%.

Помимо этого, с 2021-го по 2025 год включительно действует переходный период. Он необходим для «обкатки» территориями новой методики. Как было сказано выше, для расчета прожиточного минимума решено применять медианный доход. Так называется показатель, относительно которого у одной половины населения доход выше, а у другой половины ниже среднедушевого дохода в целом по стране. Актуализировать прожиточный минимум будут раз в год, а не ежеквартально, как было прежде. Правила расчета подлежат корректировке не реже одного раза в пять лет. Причем по новой методике ПМ может только увеличиваться, тогда как по старым правилам его можно было и уменьшать.

Произошли изменения и в порядке расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ). Раньше за основу брали прожиточный минимум, который зависел от стоимости потребительской корзины. Сейчас МРОТ высчитывают от медианной заработной платы. В этом году он не может быть ниже 42% данного показателя. В дальнейшем соотношение минимальной и медианной зарплат не реже одного раза в пять лет будут пересматривать. В результате выиграют власти регионов и федеральное правительство. Армию чиновников избавят от сизифова труда – мониторинга потребительских цен и перманентного пересчета стоимости потребительских корзин для различных категорий населения.

У граждан есть свой интерес. Поскольку все пособия в РФ привязаны к прожиточному минимуму, то повышение медианной зарплаты, гарантирующее рост ПМ, обеспечит стабильное увеличение размера социальных выплат. Например, должны расти пособия на детей в возрасте до 3 лет (размер пособия составляет один прожиточный минимум), на детей от 3 до 7 лет (размер пособия – 50% от регионального прожиточного минимума ребенка).

Выгадают и другие категории населения, нуждающиеся в поддержке со стороны государства. В частности, автоматически начнут повышаться субсидии на оплату услуг ЖКХ. Размер этих выплат зависит от величины среднедушевого дохода семьи и прожиточного минимума в регионе.

По тем же основаниям следует ожидать увеличения размера пособий малоимущим семьям, стандартных налоговых вычетов на детей, финансирования бесплатного питания в школьных столовых, доплат к пенсиям – по потере кормильца, инвалидности и по старости. Все это, что называется, в активе, однако возможен и пассив в виде негативных последствий. Так, при расчетах медианного дохода теперь должны учитываться доходы всех слоев населения, то есть фактически выводится «средняя температура по больнице». Между тем возможности для повышения зарплат и пенсий, социальных выплат не везде одинаковые.

Следует ожидать роста неплановой нагрузки на консолидированные бюджеты регионов и бизнес, что поставит их в сложное положение. Дебет элементарно не сойдется с кредитом, и у местных властей денег на индексацию зарплат работникам бюджетной сферы не найдется. В связи с этим нельзя исключать, что придется подключаться федеральному центру, направляя в дотационные регионы дополнительные финансовые ресурсы и трансферты.

Особенно остро проблема станет перед малым и средним бизнесом (МСБ). Во время пандемии многим предприятиям и организациям этой категории пришлось существенно снизить зарплаты сотрудникам. В противном случае они вообще бы разорились и ушли с рынка. Реалии таковы, что значительное число субъектов МСБ до сих пор не смогли восстановиться до докризисного уровня. И ожидать быстрого изменения ситуации к лучшему не приходится. Поэтому малый и средний бизнес, наверное, в ближайшие пару лет объективно останется не способен повышать оплату труда наемным работникам вслед за ростом МРОТ.

Автор – преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх