Журнал «Профиль»

12 332 подписчика

Свежие комментарии

  • Дмитр Петр
    Я не антисемит. Я реалист. Украину надо освободить от "лишних" украинцев Для решения этой проблемы, назначенные (это...Путин не считает,...
  • Дмитр Петр
    ЧАСТЬ 2Путин не считает,...
  • Дмитр Петр
    Крым украинцам и на хрен не нужен. При общении с людьми в разных регионах Украины, почти все опрошенные еë граждане с...Путин не считает,...

«Батут» построен: как российские чиновники недооценили Илона Маска, и к чему это привело

«Батут» построен: как российские чиновники недооценили Илона Маска, и к чему это привело

Назначенный на 30 мая запуск к МКС корабля SpaceX Crew Dragon называют вехой в истории пилотируемой космонавтики. Какое роль он сыграет в дальнейшем освоении Вселенной, покажет время, но уже сейчас можно утверждать, что влияние на перспективы российской космонавтики будет самым непосредственным, ведь конкуренция со стороны SpaceX на международном рынке лишает ее существенной доли финансирования.

При этом долгое время компанию Илона Маска не воспринимали всерьез: еще в 2000-х в России отвергли его предложения о сотрудничестве, а затем регулярно иронизировали над планами SpaceX. Считалось, что бизнесмену без профильного образования и опыта работы в аэрокосмической промышленности невозможно в кратчайшие сроки создать то, над чем трудились десятки научных институтов. «Профиль» вспоминает историю взаимоотношений Маска с Россией и разбирается, за счет чего главе SpaceX удалось посрамить скептиков.

От изгоя к триумфатору

Свои первые шаги в космическом бизнесе Илон Маск делал в начале 2000-х. Поначалу он не планировать создавать собственные ракеты, а хотел наладить сотрудничество с российскими предприятиями (о достижениях которых регулярно лестно отзывается в социальных сетях). В 2001 году Маск приезжал в Россию для заключения контракта на поставку ракет, однако в итоге вернулся ни с чем.

В его биографии, вышедшей в 2015 году, в красках описывается, с каким высокомерием отнеслись российские начальники к делегации из США, де-факто сорвав переговоры. В качестве неудачных примеров развития отечественной частной космонавтики Лукашевич приводит Dauria Aerospace, которую «Роскосмос» «задавил» на российском рынке, и S7 Space, которая до сих пор не может реализовать проект «Морской старт» из-за кризиса в отношениях России и Украины. NASA же, напоминает эксперт, последовательно стимулировала американский частный сектор, объявив, что после окончания программы Space Shuttle будет закупать не готовые ракеты-носители, а услуги по выводу в космос.

Маску же, авантюристу и шоумену, на этом фоне удалось не только добиться технического успеха, но и стать символом нового витка развития околоземной космонавтики, за которым устоялось название Space 2.0. Амбициозные задачи и эффектная самопрезентация необходимы для проектов такого рода, говорит Лукашевич. «Помните первый запуск Falcon Heavy? Он установил туда свою машину, посадил манекен, включил Боуи, транслировал все это через камеры. А что бы сделали наши? Как с первой «Ангарой»: запустили и запустили. У нас нет драйва, мы не умеем мечтать!» – сетует собеседник.

Что касается Boeing, одного из важнейших подрядчиков NASA и ближайшего конкурента SpaceX, то он отстал не так сильно. Тестовый запуск будущего пилотируемого корабля Starliner CST-100 в конце 2019 года для корпорации окончился неудачей: ошибки в ПО привели к тому, что корабль пришлось сводить с орбиты и сажать на Землю (возвращение прошло успешно). Повторный пробный запуск состоится позже в этом году уже без финансового участия NASA. Впрочем, и в случае успеха есть вопрос, насколько Starliner будет востребован: одно место в нем будет стоить $90 млн, что даже дороже, чем в российских «Союзах».

 

Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх